Подготовил воспитатель:
Подгорбунская В.И
Чита, 2022
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Проблема.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Актуальность.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому я как педагог формирую у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой. Экологическое воспитание дошкольников я рассматриваю, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.
Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку. Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому я привлекаю каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаю условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Как педагога, моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Паспорт проекта.
Название проекта: «Земля - наш общий дом».
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Период выполнения: 14.11.22-18.11.22
Цель проекта:
1. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
2. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
3. Формировать экологическую культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
-формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
-привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.
Результаты:
- формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;
- узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;
- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
Этапы выполнения проекта:
I этап – подготовительный.
-Подобрать методическую литературу по теме.
-Подобрать художественную литературу для чтения детям.
-Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
-Информационный материал для родителей.
-Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
II этап - основной.
Выполнение проекта.
Социально-коммуникативное развитие.
Цели: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе
Дидактические игры: «Кто, чем питается?», «Найди детёнышу маму»», «Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?», «Кто где живёт?», «Что где растёт?».
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе», «Путешествуем с капелькой».
Трудовая деятельность:
- Развешивание кормушек для птиц.
- Уборка прогулочной площадки от снега.
Познавательное развитие.
Цели:
- Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм;
- наблюдение за деревьями;
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;
- рассматривание иллюстраций о временах года;
- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;
- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
- рассматривание иллюстрации «Как вести себя в лесу?».
- рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд».
Развивающие игры. «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки».
Речевое развитие.
Цель:
- Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
- Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
- Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.
Словесные игры: «Как это было», «Волшебный мешочек», «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».
Беседы с детьми по темам: «О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».
Чтение художественной литературы:
А. Блок «На лугу».
Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».
К Ушинский «Утренние лучи».
Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».
Художественно - эстетическое развитие.
Цель: стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;
Коллективная аппликация «Берёзка», «Берегите воду».
Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др.
Лепка «Божья коровка».
Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».
Физическое развитие.
Цели: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.
Подвижная игра: «У медведя во бору», «Поймай комара», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках».
Игра-соревнование: «Кто быстрей?», «Осы, пчёлы, шмели».
Физкультминутка: «Животные в лесу», «Божья коровка».
Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».
Взаимодействие с родителями.
Участие в совместном с детьми творческом процессе.
Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем!».
III этап - заключительный.
Оформление выставки рисунков детей и родителей.
Заключение.
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:
- Сформировано представление о труде взрослых в разные время года.
- Сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним.
- Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей.
- Наблюдения за сезонными изменениями в природе.